Перевод мини статьи из журнала Mojo.
В отличие от основной статьи про становлении Фарруха Бульсары во Фредди Меркьюри, про Богемскую Рапсодию можно почитать на сайте MOJO.
Оригинал статьи
История: 9 недель №1 в британских чартах, холодное Рождество 1975-76 гг. стало моментом рождения легенды и Тогда мы все им показали! А Петр Устинов потом скажет: "Леди и джентельмены... Квин!"
Роджер Тэйлор вспоминает, что в тот период Фредди пел, свистел, решал кроссворды и в целом был в отличной креативной форме. Идеи так и перли из него вместе с праной.
- Фредди увлекался разной музыкой, но вся она была в каком-то смысле нафуфыренной. Когда дело дошло до Богемской Рапсодии, он показал нам какие-то куски и обрывки записей, которые были написаны на оборотной стороне телефонного справочника. Мелодия состояла из 4х разных секций, которые мы записали отдельно, - вспоминает ударник.
Мы знали, что собрать их все вместе было той еще головоломкой. Особенно кусок с оперным пением. Что-то уже было ясно, как совмещать, но оставалась масса лакун, которые предстояло заполнить позже. Проще говоря, вся песня была записана у Фредди в голове.
Мелодия была такой сложно в техническом исполнении, что работа над ней велась в 6 разных студиях, начиная со спевки в Хертфордшире и заканчивая сведением всех дорожек в London's Wessex Studios: группа и продюсер Рой Томас Бэйкер пыталсь втиснуть около 120 траков в 24 дорожки песни.
- Нам потребовалась неделя, чтобы записать бэк вокал, - говорит Тэйлор. - Причем "одна неделя" означала, что мы работали каждый день с утра до вечера втроем, записывая эти части.
Энтузиазм и внимание к деталям пронизывают весь материал с 4ого альбома группа, "Ночь в опере".
Ударник привел еще один пример выпендрежа группы - для песни Seaside Rendezvous они танцевали чечетку на столе и дудели сквозь вытянутые губы, подражая звукам рожков.
Сами музыканты отдавали себе отчет, что, со всем своим нео-оперным антуражем Богемская Рапсодия все равно была стержнем альбома.
- Мы знали, что эта песня была жемчужиной, - подтверждает Тэйлор. - Это была длинная мелодия, но я с самого начала знал, что она выстрелит синглом.
Роковая композиция практически без хорового пения, Богемская Рапсодия длится 5 минут и 55 сек. и делится на 4 отрезка:
- вступление, ритм которому задает вокал Фредди; певец спрашивает: "Это реальность/Или всего лишь фантазия?"
- исповедь (Мама, я только что убил человека), которая переходит в гитарное соло Брайна Мэя, а затем - в нео-оперную кавалькаду готических персонажей (Скарамуш, Галилео, Вельзевул, возгласы "Во имя Аллаха!", "Мама миа" и пара "Фигаро", вброшенные в этот котел для ровного счета).
- жесткие гитарные рифы (художественная выразительность которых была обыграна в известной сцене из "Мира Уэйна")
- завершающая секция, в которой главный герой утверждает "nothing really matters to me", и эта капитуляция гасит мелодию, выливаясь в финальные аккорды песни.
Бесспорная драма, рождаемая вычурной авторской лирикой Меркьюри, годами служит источником теорий и догадок о том, что же на самом поется в Богемской Рапсодии. Некоторые исследователи склоняются к версии о том, что песня является декларацией новой сексуальной ориентации певца (выдвигая бывшую девушку Фредди на роль "Мамы"). Другие видят в ней своего рода новую форму договора между Фаустом и дьяволом.
- Не просите меня объяснить смысл Богемской Рапсодии, - смеется Тэйлор. - Не имею ни малейшего представления! Это больше про энергию песни и мотивы раскаяния, - вот что делает ее такой настоящей. Потом она уходит в глухую готику. Но Фред и жил мире подобных фантазий. Ничего общего с Толкиеным, однако есть такая картина, называется "Мастерский замах сказочного дровосека". Вот по ней Фред встревал капитально (записав в альбоме Квин 2 песню с таким же названием - настолько полотно его вдохновило); в этой картине есть все, что в то время варилось у Фреда в голове. Сплошные Вельзевулы и Слава Аллаху. Очень драматично.
«Мастерский замах сказочного дровосека»
Первая поддержка идеи выпустить БР синглом пришла с неожиданной стороны.
Диджей и комик Кенни Эверетт в своем шоу на London's Capital Radio выступил с рекламой группы и прокрутил сырую версию песни еще до того, как она была окончательно смикширована.
- Сейчас такое невозможно представить, - говорит Тйэлор. - Но мы были хорошими друзьями с Кенни тогда. Он был фанатом со времени Killer Queen (выпущена в октябре 1974 г.). Мы собрались и сыграли для него куски нового альбома, совершенно сырой материал. Кенни сказал: "Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, можно я возьму эту пленку и прокручу ее?" И мы согласились, и он прокрутил Богемскую Рапсодию по радио еще до того, как мы закончили работать с песней.
Слушатели встретили БР с большим энтузиазмом, а Кенни сыграл важную роль в раскрутке сингла.
Официальный выпуск состоялся 10 октября 1975 г, и Богемская Рапсодия начала восхождение в топ британских чартов, неожиданно претендуя на титул Рождественской песни №1. Но еще до этого связанные с лэйблом Квин партии выразили свои опасения относительно длины трака.
-"Электра" - звукозаписывающая компания, которая представляла нас в США, попыталась порезать песню, но это не сработало, - говорит Тэйлор. - Финальная версия была очень длинной, и люди убедили себя в том, что она длится 7 минут, тогда как там даже полных 6 мин нет. В конце-концов, был только 1 вариант песни - и он был именно такой длины, какой нам хотелось. Если честно, в то время мы были слишком нахальными и молодыми, чтобы кто-то мог нам сказать: "Делайте так" и мы бы послушались.
Шумиха, которая сопровождала появление Богемской Рапсодии, вышла на новый уровень с появлением видео клипа (директор Bruce Gowers, последнее время более известен своими работами для Американского Идола).
- Основная причина, почему мы сделали видео к песни, заключалась в том, что мы были на гастролях и не могли участвовать в супер популярно и важной передаче Top Of The Pops, - поясняет Роджер Тэйлор. - Мы сидели и думали, как нам выступить на шоу, учитывая, что в это время мы давали концерт в Ливерпуле. У нашей управляющей компании был фургон передвижной телевизионной станции, которым они снимали разную спортивную шнягу для Ай-ти-ви, и мы подумали: "А почему бы нам не заснять на видео наше представление? В последний день перед тем, как мы упаковали чемоданы и отправились на гастроли, нас сняли в Элстри исполняющими Богемскую Рапсодию. Я помню, как в конце песни ударил в гонг - и я был весь в вазелине для съемок, а потом нужно было быстро почиститься и садиться в автобус - мы ехали в тур по Британии. Через 5 дней видео было на экране. А потом мы неожидано поняли, что на нас могут смотреть в Австралии, по всему миру, а мы в этом время можем сидеть у себя дома!"
Если видео к Богемской Рапсодии сейчас считается первым шагом к создания музыкального телевидения, сама песня также не сошла с дистанции и продолжает оставаться на слуху. Не в последнюю очередь причиной этому послужила внезапная смерть Меркьюри. В декабре 1991 г Богемская Рапсодия была выпущена в паре с These Are The Days Of Our Lives и опять заняла первое место в чартах синглов: последняя дань трагической фигуре Фредди Мерькюри.
- Я действительно считаю эту песню выдающейся, - резюмируют Роджер. - И, как я уже говорил, Богемская Рапсодия целиком и полностью была детищем Фредди.
Оригинал.